ГлавнаяНовости → Шинные тесты: взгляд изнутри

Шинные тесты: взгляд изнутри

5 июня 2013 | Автор: | Комментариев нет »

“По результатам тестов…” – эта фраза при выборе шин зачастую имеет не менее важное значение, чем цена. Но как проводят тесты шин, какие критерии оцениваются, кто выбирает лучших и насколько объективным получается итоговый результат – все это журналист “Автобизнеса” узнавал в Финляндии, на полигонах компании Nokian Tyres.
“Покрышки для какого класса автомобилей вы хотели бы испытать?” – пришел запрос из головного офиса Nokian Tyres еще за два месяца до поездки.
“Для суперкаров!” – чуть было не ляпнул я, но потом, посоветовавшись с коллегами из других белорусских изданий, мы пришли к выводу, что интереснее всего и нам, и читателям будут испытания зимних шин для кроссоверов, ведь это один из самых быстрорастущих сегментов не только среди новых, но и среди подержанных авто.

Итак, решено: мы будем испытывать покрышки для кроссоверов! Интересно, какой же автомобиль будет в качестве “стенда”?

Хм, можно было и не сомневаться – на полигоне нас ждали два новеньких Porsche Cayenne. Оно и понятно: у Nokian Tyres и Porsche давние партнерские отношения, почти все новые модели покрышек испытываются на автомобилях этой марки.

Что представляют собой испытания? Если честно, всю жизнь думал, что этим занимаются полубоги, ведь нужно ощутить нюансы поведения, прочувствовать разницу в десятые доли секунды, а главное – проделать все десятки раз абсолютно одинаково!

Но все оказалось гораздо проще: на самом деле всеми замерами занимается электроника с использованием GPS-датчиков. Она фиксирует скорость, время торможения, начало пробуксовки – в общем, объективные параметры.

А водителю остается только повторять все раз за разом, меняя комплекты.
Те испытания, где важны и ощущения водителя, тоже делаются с помощью электроники.

Засекается точное время прохождения круга или дистанции, а водитель просто озвучивает свои ощущения: на каком комплекте он чувствовал себя увереннее, на каком раньше начинался снос или занос. Но это опять же для справки, а объективным результатом все равно остается время, измеренное электроникой.

Поэтому неудивительно, что, проведя тщательный инструктаж, представители Nokian Tyres заявили: испытания вы будете делать сами. Вот два Porsche Cayenne, оснащенные всей измерительной аппаратурой, вот десять комплектов покрышек, вот обогреваемые боксы со всем нужным оборудованием – вперед!

Для тестирования мы выбрали фрикционные (нешипованные) покрышки размерности 235/65 R17 – именно на таких размерностях ездят “народные” VW Touareg и иже с ними. Всего было предоставлено девять комплектов: Nokian Hakkapeliitta R SUV, Continental CrossContact, Bridgestone Blizzak DM-Z3, Pirelli Scorpion Ice and Snow, Goodyear Ultra Grip Wrangler, Matador Nordicca 4×4 MP 91, Vredestein Wintrac 4 xreme, Yokohama Geolander i/T G072 и Nexen Winguard SUV.

А в качестве шипованной альтернативы организаторами был предоставлен комплект шипованного “бестселлера” Nokian Hakkapeliitta 7 SUV.
“Покатушки” в минус 35
Первая часть тестов проходила на зимнем полигоне Nokian Tyres возле городка Ивало. Вокруг тишина и покой, до Мурманска рукой подать, по ночам северное сияние, а по дорожкам полигона то и дело норовит проскочить стадо оленей.

И хотя территория огромного полигона огорожена, шастающие без присмотра животные в поисках пищи умудряются проникнуть и сюда…
Но сегодня нам не до них: за короткий световой день нужно успеть сменить 10 комплектов, обкатать их хотя бы на двух-трех испытаниях, причем желательно, чтобы одно испытания проходило в течение часа-двух.

Дело в том, что в Финляндии, особенно в феврале, наблюдаются очень резкие перепады температур. Утром встаешь – за окном минус 35, и ты понимаешь, что не зря вчера долго искал место на парковке возле стойки с розетками и подключал шнур, иначе сегодня с утра просто не завел бы мотор.

Пока завтракаешь, встает солнце, и температура поднимается до минус 20. Приезжаешь на полигон, пара заездов – и к 11 часам на улице уже может быть минус 8. А как только солнце за гору, в течение часа термометр опять может показать и минус 20, и минус 30.

Вот в этот период, буквально четыре часа, пока греет солнце и температура более-менее стабильна, очень желательно успеть проехать все комплекты, не забывая ставить референтный. Устанавливается референт первым, потом после каждого третьего комплекта и последним – таким образом, по нему можно точно отследить, менялись ли результаты в зависимости от погоды.

А вот для того чтобы результаты не “плыли” по каким-то другим причинам, Nokian Tyres прилагает огромные усилия. Все испытания на снегу или льду проводятся строго по одной методике.

Сначала “одевается” референтный комплект, проводятся заезды, записываются результаты. И пока ты в боксах “переобуваешь” автомобиль, специальная техника возвращает покрытие в исходное состояние.

К примеру, если это лед, то перед тестом и между заездами трактор таскает по нему специальный прицеп с 20 шипованными колесами, оси которых расположены немного под углом к направлению движения. Таким образом, колесо вращается немного в сторону и “царапает” лед шипами – после пяти-шести проездов трактора на покрытии получается “сеточка”.

И так – после каждого комплекта, что позволяет получать одинаковое покрытие во всех заездах. На снегу технология та же: после заезда гусеничный “ратрак” укатывает дорожки до прежнего состояния.

Испытания на зимнем полигоне включают в себя все возможные условия эксплуатации покрышек: от чистого льда до рыхлого снега. Измеряется все: разгон и торможение, поперечное сцепление, характер потери сцепления, управляемость.

Из ледовых дисциплин особенно интересны ледяная трасса и круг. Трасса небольшая, извилистая, по конфигурации и ширине больше напоминающая картинговую, с рыхлыми снежными обочинами, на которых ты оказываешься буквально сразу после того, как начинаешь ехать быстро и “размашисто”.

Нет, здесь все по-другому. Лучший, а главное – стабильный результат достигается только плавной траекторной ездой, когда круг за кругом ты нащупываешь предел сцепления покрышек со льдом и буквально “отгрызаешь” время по десятой доле секунды.

То же самое и на огромном ледяном круге диаметром метров 100 – машина должна идти с постоянной скоростью как можно ближе к внешней бровке. Но стоит сделать одно неверное движение или добавить хотя бы 0,5 км/ч, которые окажутся лишними, – и машина, зацепив снежный борт, резко теряет скорость.

А будешь перестраховываться – скорость сама по себе окажется очень маленькой.
И вот в этих условиях, на чистом льду, особо остро чувствуется, для каких условий создавалась покрышка.

Если для мягкой зимы, то состав резины будет жестче, чтобы избежать сильного износа на асфальте. Соответственно такая покрышка не так сильно “липнет” ко льду.

Правда, и среди откровенно зимних моделей с мягким составом лично мне не удалось найти две одинаковые или хотя бы близкие – у всех свой характер, каждая со своим норовом. Кого-то больше сносит, кто-то просто не терпит торможения в повороте и уводит заднюю ось в занос.

Но это, как уже было сказано выше, лишь ощущения, а главным результатом все же остается время прохождения круга – по нему и выставляются баллы.
Из снежных испытаний наиболее интересны подъем на холм и трасса субъективной оценки управляемости.

По сути, и первое, и второе – это почти гоночный режим с заносами и хронометражем, но разница в том, что при подъеме на холм большее значение имеют продольные сцепные свойства, потому что приходится дольше разгоняться, а во втором испытании – уже поперечные, потому что ездишь по большой картинговой трассе среди вековых елей и сосен.
Езда по-белорусски: весной на “зиме”
Вторая часть тестов проходила уже на летнем полигоне Nokian Tyres возле городка, который называется просто – Нокиа.

Да-да, в честь компании-прародителя – в Финляндии она является одной из крупнейших.
Летний полигон предназначен для испытаний шин в условиях оттепели: здесь воссозданы условия движения по сухому и мокрому асфальту, оценивается устойчивость к аквапланированию, а также на специальном стенде – сопротивление качению.

Но поскольку с погодой нам повезло и температура стабильно держалась в плюсе, причем в иные дни уходила далеко вверх, то эти испытания больше напоминали типично белорусские условия, когда машина до самого мая ездит на зимних покрышках. Правда, конкретно для дорогих кроссоверов это не очень характерно, но для всех остальных, особенно в секторе second hand, – более чем.

И что же? Пожалуй, если речь идет о дорогих брендах и температура на улице не зашкаливает за плюс 15, то ездить можно и по сухому, и по мокрому асфальту.

Особенно если та модель покрышек, которую вы выбрали, предназначена для мягкой зимы – те, что уступали на снегу и льду, здесь оказались лучшими. Твердый состав резины в данном случае выступал не только залогом износостойкости, но и гарантом хорошего зацепления на теплом покрытии.

Потому что слишком “мягкие” покрышки просто “плыли”, когда речь заходила об экстренном торможении на сухом или мокром асфальте. И это чувствовалось даже без аппаратуры: на одном и том же мокром участке машина после смены комплекта вдруг останавливалась на 20 метров дальше!

Впрочем, дело не столько в твердости состава или правильном рисунке протектора – как видно из итоговых таблиц, все покрышки вели себя по-разному. Одни блистали на снегу и льду, но немного ушли в тень на асфальте, другие – наоборот.

А лидеры теста стабильно “держали удар” на всех покрытиях, что также видно из таблиц. Но были и такие, кто не блеснул ни в одной из дисциплин, не показал не то что лучшего, а даже близкого к лучшему результата, и вот это печально.

Впрочем, на то и проводились эти многоэтапные испытания, чтобы мы могли произнести эту фразу – “по результатам теста”. По результатам теста вы сами можете не только определить победителя, но и выбрать покрышки под свои потребности.

Если зима ожидается мягкая, да и ездите вы в основном по городу – определенно ваш кроссовер должен быть “обут” в “твердые” модели, которые лучше проявляют себя на асфальте. Если же грядут сильные морозы и вам часто приходится ездить по нерасчищенным дорогам, под которыми неизвестно какого качества покрытие, – “мягкие” модели подойдут для этого гораздо лучше.

Ну а на те модели, которые не проявили себя ни на снегу, ни на асфальте, лучше вообще не обращать никакого внимания, даже если экономия выглядит очень существенной. Все равно ремонт, если что, выйдет гораздо дороже…

Павел КОЗЛОВСКИЙ, фото автора.
Минск – Ивало – Нокиа – Минск.

Редакция выражает благодарность компании Nokian Tyres за помощь в организации поездки.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Шинные тесты: взгляд изнутри"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.